25 окт. 2014 г.

Полезная информация

Использование артикуляционных сказок при формировании правильного звукопроизношения у детей.

   Правильное звукопроизношение не является врождённой способностью, оно формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребёнка. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. К тому же, правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. К  сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения увеличивается год от года.  Поэтому воспитание правильной и чистой речи  у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по родному языку в детском саду.
   Длительное пребывание ребёнка в дошкольном учреждении создаёт  благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию его звуковой стороны речи. Но одним из важных условий решения задач по звуковой культуре речи является полноценная работа артикуляционного аппарата. Добиться чёткой координированной работы органов речевого аппарата возможно, выполняя специальную артикуляционную гимнастику.
   Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе. 

 Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
   Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество  их выполнения. Но часто бывает, что воспитатели массовых групп испытывают затруднения в подборе артикуляционных упражнений. И чтобы помочь им систематизировать работу по развитию артикуляционной моторики, с учётом задач по звуковой культуре речи и появления звуков в онтогенезе, творческой группой нашего детского сада было составлено перспективное планирование упражнений, формирующих правильный артикуляционный уклад звуков.
   Опираясь на перспективное планирование и используя картотеку артикуляционных упражнений, педагоги составляют комплекс артикуляционной гимнастики, который планируется на неделю. Но всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.
    В нашем дошкольном учреждении работу по развитию артикуляционного аппарата воспитатели начинают проводить с раннего дошкольного возраста. В каждой возрастной группе эта работа имеет свои особенности. Так, в младшей возрастной группе артикуляционная гимнастика проводится  в виде игр и упражнений на звукоподражание, а артикуляционные упражнения носят в основном  имитационный характер.
   На основе приобретённых простейших навыков, движения артикуляционного аппарата детей, постепенно развиваются и совершенствуются, а начиная со среднего дошкольного возраста, вырабатываются более дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата. Чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными, артикуляционную гимнастику воспитатели проводят ежедневно один раз с детьми младшей группе, а со средней группы два раза в день.
    


 Наша творческая группа считает, что комплексы артикуляционной гимнастики не должны проводиться скучно и по шаблону, поэтому при  проведении артикуляционной гимнастики педагоги нашего детского сада  широко используют авторские сказки для язычка. В соответствии со сказочным сюжетом и выполняемым действием каждому  артикуляционному упражнению даётся название и подбирается картинка – образ.

   Жил-был Язычок. И он очень любил играть в футбол (упр. «футбол»). Вышел на улицу Язычок и стал играть в футбол (упр. «футбол»). А потом он посмотрел на часы (упр. «часики») и увидел, что ему пора завтракать. Он зашёл в домик и стал пить чай (упр. «чашечка») и есть блины (упр. «блинчик»). Потом Язычок опять посмотрел на часы (упр. «часики») и увидел, что  ему нужно было уже идти собирать грибы. Язычок пошёл в лес и нашёл там два белых гриба (упр. «грибок»). Язычок сорвал их и пошёл домой. Дома он их пожарил и съел.

    Авторские сказочные истории для язычка  проводятся в первой половине дня до обеда. Дети садятся на стульчики, воспитатель рассказывает сказку, сопровождая ее показом картинок – образов или называя упражнение. Для удобства показа мы разработали игровое пособие «Артикуляционный веер» по различным авторским сказкам  для язычка, а также картотеку образов упражнений. Дети, видя картинки – образы или слыша знакомые названия упражнений, выполняют артикуляционную гимнастику.

 «Весёлый ёжик»
Жил – был весёлый ёжик. Каждое утром, проснувшись, он чистил зубки (упр. «почистим верхние зубки»), потом пересчитывал их (упр. «посчитаем зубки»). Закончив утренние процедуры, ёжик отправлялся гулять.
   Ёжик катался на качелях (упр. «качели») и лошадке (упр. «лошадка»).
   Проголодавшись, ёжик взял лукошко и отправился в лес. Там он нашёл большой гриб (упр. «грибок»), принёс его домой, пожарил и съел.
   И ему стало так хорошо и радостно. Ёжик взял свою любимую гармошку и заиграл на ней (упр. «гармошка»).
   Потом ему захотелось научиться маршировать. Ёжик взял палочки и ударил в барабан (упр. «барабанщик»).
   Но откуда, ни возьмись, запищал маленький комарик (упр. «комарик») и укусил ёжа прямо в нос. Наверное, ему не понравилась ритмичная музыка барабана.
   А наш ёжик подскочил, как будто у него моторчик завёлся (упр. «моторчик») и принялся бегать по полянке, пока не окунул свой носик в холодную воду. Вот такая история произошла с весёлым ёжиком.
   Используя картинки – образы дети старшего дошкольного возраста увлечённо придумывают свои сказочные истории для язычка, что не только развивает артикуляционную моторику, но и связную речь.
Язычок


  


А ещё с картинками – образами можно играть в «Загадки язычка» (картинки переворачиваются рисунком вниз; ребёнок берёт одну картинку и, не показывая её, загадывает загадку, т. е. выполняет артикуляционное упражнение, а дети должны узнать это упражнение и назвать его.). Ребятам очень нравится эта игра, и они всегда играют в неё с большим удовольствием. А ведь одно из главных требований к артикуляционным упражнениям – это то, что дети при выполнении гимнастики не должны утомляться и испытывать дискомфорт.

7 комментариев:

Анонимный комментирует...

Интересный материал, очень полезный!Благодарю!Светлана.

Надежда Сергеевна комментирует...

Благодарю Вас, Светлана! Приходите чаще!

Unknown комментирует...

Мне было очень интересно ознакомится с данным познавательным материалом. Обязательно поделюсь им с коллегами. Большое спасибо, Надежда! Ждем от Вас новой, интересной информации!!!! С Уважением, Анна!

Анонимный комментирует...

Спасибо за замечательный материал!!!!!!!!!

Надежда Сергеевна комментирует...

Огромное спасибо за ваше внимание!Постараюсь чаще радовать полезной информацией!

Наталия Худошина комментирует...

Очень полезный и интересный материал!

Надежда Сергеевна комментирует...

Спасибо за Ваше внимание!

27 Сентября!!!